Почему мы не звучим как "фирма"?!
Многие начинающие музыканты задаются вопросом - почему, записавшись в той же студии, под руководством того
же инженера, наш материал не звучит так же, как у той группы A, которые писались до нас и укатили в турне?
Итак, разясняю ситуацию.
Так называемая "фирмОвость", либо коммерческая конкурентоспособность звучания напрямую и в
целом зависит от следующих факторов:
1. Концепция композиции(аранжировка, инструментовка, мелодия...)
В основном репетиции проходят на большой громкости, качества аппарата недостаточно
удовлетворительное, как следствие - многие проблемы, такие как: не просчитанная ритм секция, удары бочка с басом вразнобой, несоответствия гитарных и басовых партий, наличие диссонансов...
Партии,естественно, должны быть заучены вне студии.
2. Инструмент, струны, датчики(звукосниматели), строй.
Как правило, инструменты в ценовой категории до 1000 у.е. не имеют своей уникальности и
собственного тембра и звучат линейно и плоско. Это касается всех бюджетных Ibanez, Jackson, Epiphone, Cort, LTD, Washburn и т.д. Лучшие инструменты для тяжёлой музыки - Gibson, Schekter, топовые
инструменты фирм ESP, Ibanes, Jackson и др.
Дешёвые бас гитары, как правило не звенят, а лишь бубнят,не имеют достаточных обертонов на
высоких частотах, чтобы прослушиваться в миксе сквозь перегруженные гитары. В этом случае конечно применяется некоторая тактика, но основа - хороший инструмент. Также не лишним будет для
гитаристов\басистов - перед записью поставить новые струны.
3. Звукоизвлечение (атака, "подача", динамика...)
Основная проблема начинающих гитаристов\бас-гитаристов в том, что играют они через цифровые
процессоры\примочки и когда подключаются через ламповый усилитель, по привычке начинают "гладить" струны. Основное отличие опытных хороших исполнителей в том, что они проводят гораздо больше
времени за упражнениями и имеют ярко выраженную атаку, приглушку "palm muting", у них просчитывается и, соответственно, прослушивается каждая нота, каждый удар по струне... Ещё одно заблуждение -
звукоизвлечение вокалиста в экстремальных стилях(гроул, херш, скрим..). "Подача" и громкость - разные понятия. Вокал будет звучать настолько, насколько хорош вокалист. Если вокал не подходит в
тот или иной стиль музыки - он не зазвучит ,несмотря на всевозможную обработку. И помните , эмоции - очень важный аспект)
4. Чёткость исполнения.
Нужно так записывать дабл треки, чтоб они казались одной партией, чётко попадать в метроном и
др.инструменты... Барабанщик должен хорошо играть под метроном,
5,6,7... Дальше идёт студийный тракт, сведение, мастеринг, но в данной теме немного не об
этом.
Я часто говорю, что микс будет звучать настолько, насколько звучит самый плохой компонент этой
системы. Могу привести пример - извечная проблема неопытных гитаристов - сыграли на инструментах по 300 у.е., "гладя" струны. Что мы имеем, гитары не имеют должной атаки, плохо читаются в миксе,
не говоря уже о бедном тембре(дешёвые инструменты имеют множество неприятно звучащих частот(бубнение, свисты и т.п.). В процессе сведения мы эти частоты вырезаем (понижаем), из-за чего звук
становится ещё более тощим. Такие гитары плохо прослушиваются, по звуковому образу похожи на "кашу", мы делаем их громче и громче(т.к они не читаемы), ударные теряются, о басе нечего говорить,
голос в такой недомикс уже не сядет, балланс поехал... Конечно я преувеличиваю, но, думаю, идея ясна) Даже можно не говорить, какую роль играет качество вокала в
миксе...
Эдуард Быковец.
Студия звукозаписи IN/OUT Records (Новосибирск)
Запись и сведение фонограмм (рок, рэп, поп и др.),
запись вокала, музыкальных инструментов, а так же
аранжировки, минусовки, мастеринг, изготовление аудиорекламы
и другая работа со звуком.